Крамольную мысль содержащий пост.
Психотерапевты и психологи могут испытывать разный набор чувств. И это нормально.
Говоря о разном наборе, я имею ввиду ВСЕ доступные каждому живому человеку чувства, без исключения.
Может ли терапевт злиться на клиента? Может. А плакать на сессии может? Может. А искренне порадоваться за клиента? Да.
Это не хорошо, и это не плохо. Это нормально. Терапевт — человек, живой, и значит чувствующий. Это про «настоящесть».
Да, терапевт обычно намного более проработанный, чем клиент. Но и это не гарантирует, что терапевта не может «снести»/«вынести» в эмоции внезапно, когда тема клиента созвучна и отзывается в самом терапевте. А это нередко происходит, потому что «подобное тянется к подобному», другими словами — ключевая, «звенящая» тема терапевта скорее всего будет «притягивать» к этому терапевту клиентов с аналогичными проблемами и запросами. Так это устроено.
Так вот. Когда терапевта «сносит» в процессе терапии, это мешает работе. Это не катастрофа, но с этим обязательно надо работать — терапевт идёт к своему личному терапевту и прорабатывает тему. Всё.
Но это не означает, что терапевт «должен быть абсолютно спокойным, уверенным, бесстрастным» в работе. Как раз наоборот — я считаю, что не должно быть модели в работе по типу «врач — пациент», где врач (терапевт) находится в особой, во многих случаях более могущественной роли, чем пациент (клиент). Подобные отношения напоминают отношения родителя и ребёнка. Для меня же в работе важен иной подход: отношения между терапевтом и клиентом, как встреча двух равных людей, которые принесли с собой на сессию свои умения, слабости и личные истории.
Ещё раз хочу повторить: терапевт может испытывать любые чувства, как позитивные, так и негативные до, в процессе и после терапии; эмоции, касающиеся клиента, касающиеся сессии, не связанные с консультацией напрямую или косвенно (например, у терапевта утро не задалось и он раздражённым пришёл на работу). Это не хорошо, и это не плохо. Это нормально. Тут вопрос уместности, интенсивности, направленности и управляемости. Происходящее с терапевтом не должно мешать работе с клиентом, это главный критерий для меня.
Проработанный терапевт испытывает эмоцию, может её «вовремя» отследить, понять что происходит или уже произошло, и либо это тут же на сессии проговорить с клиентом (что кстати повышает степень доверия, снимает тревогу, добавляет ощущения безопасности и способствует установлению контакта с клиентом; а иногда проговаривание терапевтом своих чувств используется намеренно, как провокативная техника; а иногда неожиданным образом меняет ход сессии и так далее, вариантов несколько), либо «нажать на паузу» и проработать на своей терапии ситуацию (если самому терапевту не удалось распознать «что же это такое и отчего его так вдруг снесло»).
И, конечно, если что-то идёт не так, не устанавливается контакт, нет доверия в паре клиент-терапевт, есть дискомфорт до, в процессе и/или после сессии, да просто есть зудящий как муха нечётко оформленный сигнал «что-то не так!» необзодимо сделать следующее:
1. Искренне сказать терапевту: что-то не так, я чувствую то-то и то-то! Вместе с терапевтом проговариваете, выясняете что произошло/происходит. И если причина устраняемая — устраняете и работаете дальше. Это важно. И это тоже есть опыт. И он нужен обоим участникам процесса!
2. Если после пункта номер 1 всё равно остаётся сигнал «что-то не так!» — меняйте терапевта! Это нормально, если вам как клиенту не подошёл (по массе причин) этот терапевт/этот метод/эта парадигма/эти техники работы и прочее, прочее. Не забудьте только проговорить, предупредить терапевта об окончании вашего терапевтического альянса — это как минимум проявление уважения и партнёрского отношения на уровне взаимодействия «взрослый-взрослый».
Конечно, процесс терапии иногда дискомфортен, в этом в некотором смысле есть его суть в том числе. Выше я обозначила лишь тот аспект взаимодействия «клиент-терапевт», когда не устанавливается доверие и контакт, так необходимые для безопасной и продуктивной психотерапии.
Добавить комментарий